Шоу Дао
Ученичество А.Н. Медведева

Шоу Дао - учение Бессмертных

Философия Шоу Дао

Медицинские знания Шоу Дао

Психотехники Шоу Дао

Медитации Шоу Дао

Цигун Шоу Дао

Техники омоложения в Шоу Дао

Притчи Шоу Дао

Боевые искусства     Шоу Дао

УНИБОС

Расписание лекций и семинаров

Книги по Шоу Дао и УНИБОС

Фильмы по Шоу Дао и УНИБОС

Где можно позаниматься?

Вопросы А.Н. Медведеву

ЦИБОС

Ссылки

ИГРА ПОД НАЗВАНИЕМ ЖИЗНЬ

Однажды к даосу, известному своей мудростью, пришел человек, страдающий от преследующих его несчастий.
- Моя жизнь похожа на лодку в бушующем море, - пожаловался он. - Волны играют ею, швыряя ее то туда, то сюда, и не в моих силах хоть что-либо изменить. Это приводит меня в отчаяние и вызывает ощущение безысходности. Люди называют тебя Познавшим Искусство Жизни. Скажи мне, могу ли я каким-то образом повлиять на положение вещей?
- Это совсем не сложно, - усмехнулся даос. - Подумай о том, что если волны играют с лодкой, лодка тоже может играть с волнами.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Сравните человека, едва способного поджарить яичницу, с искусным кулинаром. Сравните опытного водителя с новичком, лишь недавно сдавшим на права. Сравните игрока, едва выучившего правила игры в шахматы с мастером игры.
Искусный кулинар приготовит восхитительное блюдо практически из ничего, в то время как человек, не умеющий готовить, испортит самые лучшие и дорогие продукты. Профессионального водителя не занесет на скользкой дороге, как новичка. Гроссмейстер найдет способ победить в, казалось бы, безвыходной ситуации.
То же самое верно и в отношении жизни. С момента рождения мы приобретаем опыт общения с окружающим миром. На основе этого опыта мы делаем те или иные выводы, вырабатываем стратегии действий, которые, как мы надеемся, должны привести к неким желаемым или ожидаемым результатам.
Иногда мы добиваемся успеха, иногда ошибаемся, разочаровываемся или отчаиваемся. Появившись на свет, мы, волей-неволей, вовлекаемся в "игру под названием жизнь", толком не зная ни правил, ни техники этой, наиболее сложной и в то же время наиболее увлекательной игры.
Одни относятся к жизни серьезно, другие легко. Одни играют по чужим правилам, другие эти правила устанавливают. Одни движутся от победы к победе, уделом других становятся постоянные поражения. Одни наслаждаются жизнью по полной программе, в то время как другие испытывают тревогу и растерянность даже тогда, когда дела у них, казалось бы, идут хорошо. Одним словом, на бескрайнем игровом поле жизни одни являются более искусными и удачливыми игроками, чем другие.

Услышав от даоса, что лодка тоже может играть с волнами, человек, не знающий, что делать со своей жизнью, был поражен. Такая мысль никогда прежде не приходила ему в голову. Он чувствовал, что это все меняет, но не понимал, почему.
Человек наморщил лоб, пытаясь сообразить, в чем тут дело, и неожиданно на него снизошло озарение.
"Игра - это то, что люди делают по своей воле, а не потому, что обязаны это делать или не имеют другого выбора, - подумал он. - Именно по этой причине она доставляет удовольствие."


То, что вчера казалось нам смертельно серьезным, представляется пустяком через день, месяц или год. Относясь к происходящим в нашей жизни событиям с излишней серьезностью, мы эмоционально вовлекаемся в ситуацию, утрачивая способность взглянуть на нее со стороны и среди нескольких возможных решений отыскать наиболее подходящую для данного случая стратегию действий.
Древнекитайская философия, исходя из посылки неразделимости истины и иллюзии, рассматривала жизнь как игру. Древние китайские мудрецы - как Конфуций, так и даосские учителя - подводили под категорию игры практически все сферы человеческой деятельности, всю практику человеческого самосовершенствования.
"Если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным", - гласит известная китайская поговорка. Под "подлинным" в данном случае понимается "истинное" или "реальное", а под "поддельным" - "иллюзия".

Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится реальностью.

Вдумайтесь в эти слова. Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом его отражает наше создание. По этой причине разные люди одну и ту же ситуацию видят и воспринимают по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией, то есть субъективным представлением о реальности некого конкретного человека.
Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои субъективные представления о мире единственной существующей реальностью, истиной в последней инстанции. Люди некоторым образом уподобляются петуху из сказки, убежденному в том, что солнце встает лишь потому, что он, просыпаясь на рассвете, пропевает свое ежеутреннее "кукареку". Человек, убежденный в том, что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведет свою жизнь в страхе. Таким образом, иллюзия для него становится реальностью.
Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В большинстве случаев люди не осознают игры, в которую они вовлечены и не понимают, что правила этой игры отражают естественные и неизменные законы мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной серьезностью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собственной беспомощности или никчемности.
В отличие от представителей западной культуры, древнекитайские мыслители отнюдь не считали игру пустячным или легкомысленным занятием. От поведения, которое мы называем "серьезным", игра отличается не содержанием и даже не способом действия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к действию.
Вспомните Тома Сойера, которого тетка заставила красить забор. Другие дети насмехались над ним до тех пор, пока считали покраску забора "серьезным делом" - работой, но как только Том убедил их, что это - увлекательная игра, дети отдали ему свои "сокровища" за возможность несколько минут заниматься покраской забора.
Осознав, насколько иллюзорны и субъективны наши представления о реальности, вы перестанете удивляться тому, что многие люди считают смертельно серьезным делом вещи, которые вам могут показаться сущим пустяком.

- А что, если лодка только думает, что она играет с волнами? - спросил человек, не знающий, что делать со своей жизнью. - Ведь в действительности это не так.
- Действительность такова, какой ты ее ощущаешь, - ответил даос. - Существуют волны, и существует лодка - это и есть действительность - ни больше, ни меньше. Все остальное - наше восприятие. Если лодка предпочитает считать себя беспомощной, волны будут играть с ней. Но ведь и волны тоже могут ощущать себя по-разному. Одной нравится подбрасывать лодку на своем гребне, другая волна, погруженная в свои мысли, эту лодку даже не заметит, а третья, возможно, будет испытывать раздражение от того, что уродливый посторонний предмет нарушает гладкость и чистоту ее форм. Эта волна даже может подумать, что лодка намеренно издевается и насмехается над ней.
Чувствовать себя беспомощным, раздраженным или веселым - твой собственный выбор. Проблема заключается лишь в том, что пока ты этого не осознаешь.
Человек, не знающий, что делать со своей жизнью, снова надолго задумался.
- Я никогда не рассматривал жизнь с такой точки зрения, - сказал он и попросился к даосу в ученики.


Начав воспринимать жизнь, как игру, вы делаете первый шаг к тому, чтобы постичь искусство игры. В то же время, делая этот шаг, вы должны понять, в чем заключается отличие между игрой в древнекитайском понимании и тем, что понимают под игрой люди, принадлежащие к западной культуре.
В типичных для нашей культуры играх есть победитель и есть проигравший. Победитель увенчивается лаврами (получает некую моральную или психологическую компенсацию), проигравший испытывает боль разочарования, которую в некоторых случаях усиливают насмешки или неодобрение окружающих.
В игре в ее древнекитайском понимании скорее важен процесс, чем результат. В этой игре не обязательно есть победители и проигравшие - выиграть могут все игроки, также все игроки могут проиграть.
Игры, в которых есть победитель и проигравший называются играми с нулевой суммой: то, что выигрывает один, проигрывает другой, поэтому сложение итогов в сумме дает ноль.
В играх с ненулевой суммой суммарный выигрыш не обязательно равен нулю. Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; соперничая, оба могут проиграть.
В жизни игры с нулевой суммой встречаются не так уж и часто. Рассмотрим в качестве примера семейные разборки, в которых муж и жена яростно борются за пальму первенства. Несмотря на то, что один из супругов в скандале может взять верх, итоговый результат оказывается отрицательным, поскольку оба супруга испытывают состояние психологического неблагополучия, и их отношения страдают.
Тем не менее, сделанная в нужный момент уступка, внешне выглядящая проигрышем, может принести впоследствии значительные психологические и материальные преимущества.
Учитывая вышесказанное, с точки зрения древнекитайского представления об игре было бы ошибочно оценивать итог каждого своего действия как выигрыш или проигрыш. То, что на первый взгляд кажется выигрышем, впоследствии может обернуться проигрышем, и наоборот.
По этой причине мастер "игры под названием жизнь" не форсирует события, не пытается "повелевать жизнью" или "переделывать мир под себя". С любовью и доверием относясь к окружающему миру, мастер игры чутко следит за изменяющейся ситуацией, ожидает подходящего случая, чтобы с наименьшими усилиями воплотить в жизнь свои планы и добиться осуществления своих желаний.

Однажды даос привел своего ученика в парк, расположенный у подножья горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.
Даос подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.
Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял даос.
- Иди за мной, - сказал он.
Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:
- Посмотри вниз!
С места, на котором они стояли, лабиринт был виден, как на ладони.
- Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? - спросил даос. br>- Это не сложно, - сказал ученик. - Нужно только внимательно присмотреться.
- Найди его и хорошенько запомни, - велел Учитель.
Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.
- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, - встретив ученика у выхода, сказал даос. - Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Вторым, и, пожалуй, наиболее важным шагом в освоении искусства "игры под названием жизнь", становится развитие способности получать от этой игры удовольствие, неизменно увеличивающееся по мере того, как растет мастерство игрока и его уверенность в своих силах.
Если вы сделаете все правильно, то в какой-то момент ощутите, что главное в жизни - не столько блага, которых вы добиваетесь, сколько чувства, которые вы испытываете в процессе своего существования.
Человек, поставивший себе целью заработать миллион долларов или совершить головокружительную карьеру может добиться своей цели. Но если в процессе ее достижения он истощит свою нервную систему постоянными стрессами, ослабит здоровье избыточными нагрузками, в погоне за успехом лишит себя удовольствий, радостей и волнующих переживаний, которые он мог бы испытать, но не испытал, он в большей степени будет проигравшим, чем победителем.
Так же, как нельзя иметь все, невозможно побеждать всегда и во всем. Обретая в одном, мы неизменно теряем в другом. Истинное мастерство игры заключается даже не столько в умении достигать поставленных целей, сколько в способности правильно определять свои цели, задачи и приоритеты, а также обладать способностью при необходимости своевременно модифицировать их, эффективно приспосабливаясь к изменяющейся ситуации.
Человек, правильным образом взаимодействующий с окружающим миром, наслаждается этим взаимодействием, поскольку знает, как и когда он может получить от мира то, что ему нужно. Он не растрачивает усилий на ненужную, бессмысленную или бесполезную борьбу, и добивается желаемого минимально возможным приложением усилий. Знание правил игры и сэкономленная за счет эффективности действий энергия питают силу его духа и дают уверенность в себе, радость и ощущение полноты жизни.
Эта книга, включающая материалы из наших книг "Формулы счастья" и "Психотехники счастья" в сочетании с новыми психотехниками и упражнениями, поможет вам сделать первые шаги в освоении Искусства Жизни.
Продолжением темы станет следующий том этой серии: "Стратегии жизни. Искусство управления судьбой".


ООО "ЦИБОС" 2004
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru